«Не РАСстраивайся, мы вместе!»
Промчался учебный год, подошёл к завершению наш проект «Не РАСстраивайся, мы вместе!», получивший финансовую поддержку Фонда президентских грантов в размере 1 075 105,00 рублей. Спешим поделиться своими достижениями и победами! Проект был направлен на оказание комплексной помощи семьям, воспитывающим детей и подростков с аутизмом, в преодолении трудных жизненных ситуаций в период борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции на территории города Волжска Республики Марий Эл. Целевая группа проекта – 13 детей и подростков с РАС, члены их семей. Организаторы и педагоги проекта успешно справились со всеми поставленными задачами: в полном объеме реализовали образовательно-воспитательную программу для детей с РАС в общеобразовательном учреждении с применением дистанционных технологий с помощью методов прикладного анализа поведения; восполнили утраченные детьми и подростками с РАС навыки социализации; корректировали нежелательное поведение, возникшее в условиях самоизоляции в период пандемии; формировали и развивали у детей с РАС новые установки, способы поведения и копинговые механизмы, с помощью которых можно выйти из кризисной ситуации в связи с вынужденной самоизоляцией и нарушением привычного уклада жизни; создали условия для понимания детьми и подростками с РАС необходимости соблюдения определенных правил и ограничительных мероприятий в связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVID – 19; информировали общество о проблемах семей, воспитывающих детей и подростков с РАС в сложных жизненных ситуациях и в условиях режима повышенной готовности.
Результаты итоговой диагностики приобретенных социальных и образовательных навыков показали, то все запланированные мероприятия способствовали развитию и совершенствованию этих навыков, у всех ребят наблюдается положительная динамика (70-90%). Дети и подростки с РАС освоили новый для себя формат онлайн-общения, обрели навык использования технических средств (нетбука, компьютера, планшета), научились включать, выключать их, находить и различать необходимые ярлыки на экране, осуществлять поиск информации в интернете, пользоваться сервисом общения Zoom. Кроме того, в течение учебного года дети и подростки с РАС учились протирать пыль, мыть пол, обрабатывать выключатели, дверные ручки, предметы быта и т.д. с применением специальных дезинфицирующих средств. Полученные навыки обучающиеся закрепляли в домашних условиях с родителями. В ходе мастер-классов и тренингов ребята на практике знакомились с такими понятиями как пандемия, самоизоляция, социальная дистанция, учились пользоваться маской, перчатками, антисептиками. Очень важным в условиях изменения привычного уклада жизни является то, что все участники проекта получили помощь психолога. На арт-терапевтических тренингах они учились выражать агрессивные чувства в социально-приемлемой манере, эффективно справляться с кризисными ситуациями в связи с вынужденной самоизоляцией, нарушением привычного уклада жизни, выражать внутренние переживания с помощью зрительных образов, работать с мыслями и чувствами. Систематически поведенческий аналитик и психолог оказывали практическую помощь членам семьи по переживанию стрессовых ситуаций и в работе по преодолению нежелательного поведения у детей с аутизмом.
Каждая семья получила адресную материальную помощь: лекарства и медицинские изделия, продуктовые наборы, технические и сенсорные средства, необходимые детям с РАС на возможный период введения режима повышенной готовности и сезонных карантинов.
Также благодаря поддержке проекта 2 педагога прошли обучение по программе «Применение методов прикладного анализа поведения при обучении детей с ОВЗ (включая расстройство аутистического спектра)» в АНО Центр социально поддержки "Инклюзивная молекула". Педагоги изучили специфику работы с детьми с ментальными нарушениями с использованием поведенческого подхода, получили необходимые компетенции в этом виде деятельности.
Команда сложилась, все участники проекта справились с поставленными задачами, педагоги и ребята уже ставят перед собой новые цели и готовы двигаться вперед.
Огромная благодарность Фонду президентских грантов!
Руководитель проекта "Не РАСстраивайся - мы вместе",
специалист по прикладному анализу поведения,
тьютер МОУ СШ 12 Сизова А.Н.