Проект «РАСположи меня к миру»

18 июня 2018 года детский сад №23 «Кораблик» г.Волжска объявляется базовой площадкой по реализации проекта «РАСположи меня к миру». Проект является победителем Первого конкурса Фонда президентских грантов 2018г по развитию гражданского общества и подразумевает создание системы комплексной помощи детям с расстройством аутистического спектра, членам их семей с использованием методов с научно-доказанной эффективностью, на территории города Волжска Республики Марий Эл. Проект инициирован местной общественной организацией родителей по поддержке и помощи семьям, имеющим в своем составе детей-инвалидов и инвалидов с детства «Ребенок с будущим» (председатель Александра Алексеева)

Цели проекта:

  1. Апробировать и внедрить пилотную инклюзивную модель дошкольного обучения для 50 участников (дети с РАС, типично развивающиеся сверстники, семейное окружение, педагоги) в систему образования города Волжска через технологию «Ресурсная группа» для детей с аутизмом

Задачи

  1. Обучить педагогов ресурсной группы и дошкольного учреждения в вопросах сопровождения детей с РАС в образовательном процессе
  2. Организовать в МОУ ДОУ № 23 "Кораблик" ресурсную группу для детей с РАС, где обучение новым навыкам происходит индивидуально (1 ребёнок – 1 тьютор)
  3. Разработать индивидуальные планы включения каждого ребенка с РАС в обычную группу детского сада и социальное взаимодействие (вне формата структурированной учебной деятельности) с типично развивающимися сверстниками
  4. Организовать работу консультативного пункта "РАСправь крылья" для помощи родителям в вопросах воспитания и обучения детей с РАС
  5. Создать условия для тесного взаимодействия родителей ресурсной группы со всеми участниками образовательного процесса
  6. Привлечь внимание к вопросу инклюзии детей с РАС с раннего возраста через описание и распространение опыта среди широкой родительской и педагогической общественности.

Целевые группы

  1. Люди с ограниченными возможностями здоровья
  2. Лица, попавшие в трудную жизненную ситуацию
  3. Лица с тяжелыми заболеваниями

На первом этапе (июнь-август 2018 года) будут созданы условия для успешной работы проекта: предстоит заключение  договоров  с базовыми учреждениями, обучение  педагогов , проведение  диагностики. Диагностика детей будет проводится по методике VB-MAPP Марка Сандберга – программа оценки навыков речи и социального взаимодействия для детей с аутизмом и другими нарушениями развития. По результатам диагностики на каждого ребенка будет составлена индивидуальная программа развития, обучения и коррекции поведения. В детском саду будет организована специальная структурированная среда: зоны для групповых и индивидуальных занятий, зона сенсорной разгрузки. Второй этап работы (сентябрь2018 – июнь 2019) будет  посвящен образованию и развитию детей. В работе предполагается использование методов структурированного обучения, как наиболее эффективно доказанного лучшими мировыми и российскими практиками. В рамках стратегии используются разнообразные методы обучения навыкам - визуальная поддержка, РЕСS — система коммуникации с помощью обмена картинками, сенсорная интеграция, прикладной поведенческий анализ, музыкальные и ритмические стратегии. По мере привыкания детей к новым условиям, они будут привлекаться к групповым занятиям и «выводится на инклюзию» к здоровым сверстникам. Сначала «точечную» – праздники и развлечения, затем «частичную» – занятия, игры в общеразвивающих группах. Параллельно на базе учреждения будет организован консультативный пункт «РАСправь крылья», где семейные консультанты окажут практическую помощь членам семьи в сопровождении детей с РАС в домашних условиях.  На третьем этапе (июль – август 2019) будет организован летний выездной лагерь «Дружная семья». Каждую семью будет сопровождать  консультант, который в повседневной деятельности обучит членов семьи методам структурированного обучения. Кроме этого,  лагерь поспособствует укреплению детско-родительских отношений и повысит уровень самостоятельности ребенка (выполнение задания без подсказки взрослого), что является важным и универсальным умением, расширит адаптивные возможности семьи. Завершит работу проекта итоговая диагностика приобретенных социальных и образовательных навыков детьми. Опыт педагогов и родителей будет распространен в городе Волжске и Республике Марий Эл.